Рекорд Боттичелли проверяет арт-рынок на прочность

Как правильно оценить шедевр — угадать, сколько готовы заплатить за него покупатели? Bloomberg собрал разные мнения на этот счет

  • Сандро БОТТИЧЕЛЛИ Портрет юноши с медальоном
    Источник: bloomberg.com

В преддверии рекордной продажи «Портрета юноши с медальоном» за $92,2 млн интерес к картине подогревали предаукционными выставками в Нью-Йорке и Дубае, Лондоне и Лос-Анджелесе. В столице Великобритании вокруг Боттичелли собралась группа неравнодушных дилеров, жарко споривших о том, сколько должен стоить этот портрет. Мнения были столь различны, что дилеры заключили пари: тот, чей прогноз будет дальше всего от реальности, угостит всех собравшихся ужином.

Не только лондонские дилеры сомневались в оценке картины. В последний раз «Портрет юноши с медальоном» продавали в 1982 году — за $1,3 млн Шелдону Солоу. Сколько он мог бы стоить сейчас, никто не мог сказать наверняка. Предыдущий аукционный рекорд Боттичелли — $10,4 млн за «Мадонну Рокфеллера» в 2013 году — вряд ли мог служить ориентиром. Слишком много лет прошло с той продажи, да и работы слишком разные.

Портретов Боттичелли в частных руках осталось всего три, и «Портрет юноши с медальоном» считается лучшим из них. Дилер Карло Орси в 2019 году предлагал на Frieze Masters другой портрет Боттичелли. Но продавался он с условием, что новый владелец оставит его на территории Испании. Ввиду этого обстоятельства, Орси снизил цену до $30 млн, но и это не помогло продать портрет. Несмотря на собственную неудачу, с оценкой «Портрета юноши с медальоном» Орси в целом согласился: «Если бы вы захотели иметь другой подобный портрет, вам бы пришлось украсть его из музея. Других таких нет».

«Когда вы смотрите на что-то подобное, вы испытываете то же чувство, что и во время прослушивания национального гимна. Как можно это оценить?» — комментирует дилер Хорхе Коль. Но, по мнению некоторых дилеров, прецеденты для оценки «Портрета юноши» всё же есть. Но они касаются не только Боттичелли.

Хорошо разъясняет эту мысль куратор департамента старых мастеров Sotheby’s Кристофер Апостл: при оценке подобной работы руководствоваться нужно не столько другими продажами этого автора (в данном случае Боттичелли), сколько пониманием того, что такое «шедевр». Это лучший из возможных образцов творчества гениального художника. И в данном случае портрет Боттичелли можно сравнивать с лучшими работами Пикассо или Баскии. Шедевры — это отдельная категория работ.

Если у нас есть продажа хрестоматийных «черепа» Баскии за $110,5 млн, «Кролика» Джеффа Кунса за $91 млн и «Крика» Эдварда Мунка за $119,9 млн, то почему не может быть портрета Боттичелли за $92,2 млн? Оказалось, что может. На аукционе Sotheby’s было по крайней мере двое участников, готовых дать запрошенную цену.

Что же до пари лондонских дилеров, его проиграл владелец галереи старых мастеров Colnaghi Хорхе Коль, ставивший на $200 млн. И хотя галерист и раздосадован немного тем, что придется оплатить ужин на десять человек, он также рад тому, что это будет праздничное застолье: пока работы старых мастеров могут продаваться за суммы под $100 млн, с арт-рынком всё в порядке.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *